Банковские ставки снижают застройщики

Снижение процентных ставок по ипотечным кредитам, которое в феврале-марте, после отмены программы господдержки, осуществили почти все банки, подогрело рынок и дало толчок спросу на жилье. Усилить эффект застройщики стараются за свой счет, предлагая клиентам пониженные ставки.

СТАВКИ – ВНИЗ, СПРОС – ВВЕРХ

В начале года, убедившись, что господдержки больше не  будет, а  спрос на  кредиты снижается, банки один за другим начали «резать» процентные ставки по своим ипотечным продуктам.

После Сбербанка и ВТБ 24, снизивших минимальные ставки до 10,4 % (при среднерыночных 11,5 % годовых), остальным участникам рынка не оставалось ничего иного, как последовать их примеру (см.  статью «Ипотечные ставки: все ниже, ниже и ниже», «Кто строит в Петербурге», № 9, 2017). Следствием этого стало возобновление роста выдачи ипотеки, заметно просевшей в  феврале (по  РФ провал составил 22 %). И если март только скомпенсировал спад февраля, то в апреле тренд к увеличению ипотечного кредитования стал совершенно очевидным.

По данным директора управления по  работе с  партнерами и  ипотечного кредитования Северо-Западного банка Сбербанка России Вячеслава Лебедева, в I квартале в Санкт-Петербурге выдано около 7 тыс. кредитов на общую сумму 14,6  млрд рублей. Объем выданных средств по  сравнению с  I кварталом прошлого года вырос примерно на 3 %. Розничное направление ВТБ также про- демонстрировало хороший рост по итогам I квартала.

По словам начальника отдела продаж ипотечных кредитов петербургского филиала Ольги Патракеевой, филиалом Банка Москвы (структура ВТБ) в I квартале 2016 года выдано 174 кредита на 385,2 млн рублей. А с начала нынешнего года  – 281  кредит на  656,3  млн. «Увеличение составило 61 % в штуках и 58 % по сумме кредитования», – отметила она.

Но самые убедительные данные предоставляет ВТБ 24, который уже подвел итоги работы за  апрель. По данным старшего вице-президента, управляющего Петербургским филиалом банка Михаила Иоффе, в апреле 2017  года ВТБ 24  выдал в  городе 971 ипотечный кредит на общую сумму в 2,4 млрд рублей, что на 12 % по количеству и на 29 % по объему больше результата за апрель 2016 года. А в марте банк выдал в  городе 1102  ипотечных кредита на 2,8 млрд рублей, что превысило не  только прошлогодний результат в 1,9 млрд, но и рекорд марта 2014 года, когда было выдано ипотеки на 2,65 млрд.

КЛИЕНТ БЕРЕТ БОЛЬШЕ

Интересно, что вырос и  средний размер кредита. «По  данным января–апреля 2014  года, средний чек по  ипотечным кредитам нашего банка составлял 2,22  миллиона рублей. За тот же период 2015-го – 2,29 миллиона, 2016-го – 2,21 миллиона. А в этом году – более 2,5 миллиона рублей», – сообщила начальник Центра ипотечного кредитования ВТБ 24  Татьяна Хоботова.

По ее мнению, это связано как с реализацией банком программ, направленных на стимулирование покупки объектов большой площади, так и с общим ростом оптимистических на- строений клиентов.

ЗАСТРОЙЩИК СТИМУЛИРУЕТ РУБЛЕМ

Заметную роль в  росте спроса на ипотеку сыграли сами застройщики, решившие простимулировать покупателя рублем. В рамках маркетинговых акций, которые обычно именуются совместными программами банков и девелоперов, клиентам предлагаются ипотечные кредиты со  ставкой 9,5 %, 8,4 %, 7,5 % и даже 6,9 % годовых.

Конечно, такие условия предлагаются обычно на ограниченный срок – год, два, пять, иногда семь лет. Нюанс заключается в  том, что практически все «скинутые» банком проценты компенсирует застройщик, производящий разовую комиссионную выплату банку в  размере нанесенного тому акцией «ущерба». Иногда банки берут на себя часть скидки. «Доля участия банка в скидочной программе обычно не  превышает четверти от суммы дисконта.

Если, например, скидка составляет 2 процентных пункта от базовой процентной ставки банка, он может взять на себя долю в 0,5 процентных пункта», – рассказывает начальник отдела продаж «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова.

Тем не менее, по мнению застройщиков, игра стоит свеч. Во всяком случае в такого рода совместные программы с разными банками в Петербурге и Ленобласти уже включились «СПБ Реновация», «Группа ЛСР», ГК «ЦДС», «Ленстройтрест», КВС, Navis Development Group, «Полис Групп», «Лидер Групп», Setl Group, Холдинг RBI, «Самолет Девелопмент», «Норманн», «Петрострой», «Мавис», «БФА-Девелопмент» и другие. «Оценить долю увеличения спроса от реализации таких программ достаточно сложно, хотя рост, безусловно, есть. Проблематично вычленить из  общей массы получателей кредитов тех, для которых скидочная программа стала главным стимулом, а дисконт лишь приятным дополнительным сюрпризом», – отмечает Светлана Денисова.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД

«Надо понимать, что широкое распространение таких продуктов началось совсем недавно (хотя первые попытки имели место еще несколько лет назад, но тогда не прижились из-за другой ситуации на рынке). Соответственно, пока еще не накоплен массив информации, который позволил бы дать достаточно четкую оценку эффективности таких программ», – добавляет директор департамента ипотечного кредитования АН «Петербургская Недвижимость» Юлия Мошкова.

«Итоги подводить пока рано, но партнеры Сбербанка фиксируют активный интерес, и некоторые застройщики уже распространяют условия этой программы на все свои объекты», – со своей стороны отмечает Вячеслав Лебедев.

Татьяна Хоботова рассказывает, что в рамках месячной пилотной акции при процентной ставке 6,9 % годовых на один из объектов «Группы ЛСР» рост заключенных ипотечных договоров составил 40 %. «Впрочем, нельзя говорить о чистоте эксперимента, поскольку мы заранее предупреждали клиентов, что такой продукт появится, и  многие ждали начала акции, чтобы оформлять кредит», – уточняет она.

Интересно, что девелоперы утверждают, что совместные программы с банками не являются некоей антикризисной мерой, призванной поддержать угасающий спрос. «Спрос находится сейчас на достаточно стабильном уровне, а  проводимые акции  – нормальный маркетинговый инструмент, чтобы простимулировать интерес к  конкретным объектам застройщиков», – говорит Светлана Денисова.

 

МНЕНИЕ

Анжелика АЛЬШАЕВА, управляющий ООО «КВС. Недвижимость»:

– ГК «КВС» стала первым застройщиком в  Санкт-Петербурге, разработавшим индивидуальную программу коммерческого субсидирования ипотечной ставки для своих клиентов. Сегодня этот формат взаимодействия с  банками наши коллеги-застройщики включили в свой маркетинговый арсенал.

На сегодняшний день собственные программы финансирования ипотечных ставок стали действенным инструментом дополнительного стимулирования спроса на  рынке первичной недвижимости.

Назад к списку