Школы в новостройках Петербурга и Ленобласти: необходимость или желание выделиться

Близится 1 сентября, самое время изучить вопрос обеспеченности жилых комплексов Петербурга и Ленобласти школами. Вот уже долгие годы вопрос дефицита образовательных учреждений остается нерешенным - школы строят, но их все равно не хватает. Портал Novostroy-SPb.ru спросил участников рынка о перспективах инфраструктурной составляющей в ЖК, а также о том, где уже работают школы.

Нехватка социальной инфраструктуры, в том числе школ - один из самых больных вопросов при строительстве жилых комплексов в Петербурге и особенно в Ленинградской области. Ответственность за это в равной степени лежит и на девелоперах, и на чиновниках. Первые проектируют дома без школ, а вторые дают разрешение на реализацию таких проектов. В то же время, не стоит забывать, что любой проект жилого комплекса разрабатывается на основе ряда нормативных актов. Согласно этим документам при проектировании домов и застройке территории необходимо учитывать обеспеченность будущих жителей социальными объектами: школами, детскими садами, игровыми и спортивными площадками и т.д.

Не строить школы компания может лишь в тех случаях, когда ей удается договориться с муниципалитетом о местах для своих жильцов в уже существующих школах. Более того, далеко не всегда в тех или иных районах есть необходимость в строительстве нового образовательного учреждения. Зачастую обжитые кварталы в достаточной мере обеспечены социальной инфраструктурой, а подобное строительство обязательно, в основном, для новых локаций массовой застройки. Именно по этой причине дефицит школ в наибольше степени характерен для Ленобласти, где сейчас строится большой объем нового жилья.

По словам Антона Банина, ведущего аналитика ГК "Доверие", проблема отставания инфраструктуры от жилья существует в проектах комплексного освоения территорий в таких локациях, как Мурино и Кудрово, а также при редевелопменте бывших промышленных зон и военных объектов (например, на пр. М. Блюхера).

Низкий интерес к строительству инфраструктуры со стороны строительных компаний объясняется довольно просто - на начальном этапе они и так вынуждены нести высокие затраты - на покупку участка, разработку документации, подключение сетей. Кроме того, построить школу до того, как в микрорайоне появятся жители, значит нести расходы по содержанию здания. Очевидно, что все расходы застройщика учитываются в цене квадратного метра, и в увеличении себестоимости за счет, например, отваливания пустующих зданий, не заинтересованы ни застройщик, ни дольщики.

Прибыль, из которой возможно строительство объектов социальной инфраструктуры, как правило появляется лишь по завершению первой очереди проекта. Причем эта нагрузка на застройщиков была переложена относительно недавно, ранее только государство строило школы.

Опрошенные Novostroy-SPb.ru эксперты отмечают, что наличие в проекте образовательных учреждений, в том числе школ, больше всего волнует будущих жителей новостроек. В период принятия решения о покупке потенциальные клиенты активно интересуются условиями, в которых будут получать знания их дети.

"Для жителя предпочтительнее, чтобы учреждения образования находились на территории жилого комплекса. Это продиктовано не в последнюю очередь соображениями безопасности", - Анжелика Альшаева, "КВС. Недвижимость"  - На территории жилого комплекса «Ясно.Янино» будет построена школа на 1200 учеников. В микрорайоне «Новое Сертолово» школа рассчитана на 825 учеников.

Значение школ для будущих жителей сложно переоценить, особенно если речь идет о проектах, реализующихся на землях, удаленных от городской застройки, где дома в прямом смысле строятся в чистом поле. И даже если пристроить ребенка в школу в соседнем микрорайоне, ежедневная дорога на занятие и обратно будет доставлять массу неудобств. Кроме того, это будет увеличивать нагрузку на дорожную сеть, особенно в часы пик.

Места расположения школ определяются градостроительным планом территории и отраслевыми нормативными документами. В частности, это схема размещения объектов образования на территории Санкт-Петербурга, основанная на государственных демографических прогнозах.

Между тем, далеко не все жилые комплексы обладают территорией, подходящей или достаточной по нормативам для размещения школы. Например, современная школа на 500 учеников должна иметь территорию около 1,5 га. Кроме того, школа должна быть удалена на нормативные расстояния от различных объектов - торговых, транспортных, промышленных и т.п. Это затруднительно, если строительство ведется в зоне сложившейся застройки.

Эксперты отмечают, что приоритетом для покупателей является пешеходная доступность школы и ее соответствие критериям Минобразования. Однако при наличии выбора большинство предпочтет давно существующую школу с качественным преподавательским составом, чем "новостройку" без истории работы. Ключевая фраза здесь - "при наличии выбора". Если выбора нет, то востребованность школы неоспорима.

Новостройки в высокобюджетном сегменте чаще других не имеют собственных школ по той простой причине, что строятся в обжитых районах с развитой инфраструктурой. Хотя класс объекта никоим образом не влияет на градостроительную обязанность девелопера обеспечить необходимое количество мест в детских садах и школах. Есть и другой момент - в проектах бизнес-класса и элитных родители ориентированы в первую очередь на качество образования, а не на шаговую доступность школы. Они выбирают школу с тем или иным уклоном, либо частную платную школу. Муниципальная школа в соседнем дворе не всегда соответствует их представлениям о качестве. По словам Жанны Ребровой, директора направления "Новое строительство" АН "Итака", школа с историей, сложившимся педагогическим составом и хорошими рекомендациями скорее заинтересует покупателя жилья в высокобюджетном сегменте, чем новая неизвестная школа от застройщика.

Источник
Novostroy-spb.ru. Полный текст

Назад к списку